как назывался КАМЕНЬ, закрывающий вход в гробницу...
-
- Повідомлень: 5
- З нами з: 31 січня 2011, 16:18
- Звідки: Санкт-Петербург
новозаветная терминология
Коллеги и гости! У меня ЗАБЫЛСЯ термин: как назывался "КАМЕНЬ, закрывающий вход в гробницу" в тексте Евангелия: "отвалил камень от двери Гроба"(Мф., XXVIII, 2-7; XXIX, 59,60)?..
Это круглый, в виде жернова камень, запирающий вход в дромос ближневосточных склепов...
Это круглый, в виде жернова камень, запирающий вход в дромос ближневосточных склепов...
Учитывая, что "Евангелие" не одно, я попыталась поискать в литературе богословско-исторической, если так можно назвать, вот всё, что я нашла
"Евреи называли этот камень голел". - пишет о камне, закрывавшем гробницу Христа, А.Б.Брюс. Дж. М. Маки (цит. по Х. У. Холломану) отмечает, что "вход в главное помещение гробницы был закрыт большим и тяжелым каменным диском, который катался во вдавленной в центре колее". Этот камень, как комментирует проф. Т. Дж. Торберн, использовался для защиты как от людей, так и от зверей". Он пишет далее, что камень этот нередко упоминается талмудистами. Согласно Маймониду, использовалась также конструкция ех lingo, alia Materia". Касаясь размеров камня, профессор Торберн отмечает, что "сдвинуть его могли лишь несколько человек сразу". Поскольку камень перед гробницей Иисуса должен был предотвратить похищение Его тела, он был, вероятно, ещё больше обычного! Говоря об огромном весе камня, профессор Торберн приводит любопытную вставку в тексте Евангелия от Марка (16:4), содержащуюся в т. наз. "Кодексе Безы", евангельском списке IV века,
"Все свидетели сходятся на том, - отмечает проф. Сэмюзль Чзндлер, - что пришедшие женщины увидели камень откаченным в сторону или убранным. Сами женщины не смогли бы этого сделать, потому что камень был для них слишком тяжёлым". Профессор Эдерсхайм, христианин еврейского происхождения, отменный знаток истории новозаветных времён, также писал о погребении Христа. "Его положили покоиться в нише новой гробницы, вырубленной в скале. И когда они вышли, то согласно обычаю, подкатили к гробнице огромный камень (голел), чтобы закрыть вход в неё, а для поддержки, вероятно, по тому же обычаю, прислонили к выходу и камень поменьше. Именно в месте соприкосновения этих двух камней поставили печать, чтобы был виден их малейший сдвиг с места". Утром в воскресенье к гробнице пришла Мария и её подруги. Профессор Франк Моррисон пишет об этом следующее: "Женщин наверняка заботил вопрос о том, как же им сдвинуть этот камень. По крайней мере две из них были очевидцами погребения и примерно знали, как обстояло дело. Большой и тяжёлый камень представлял для них серьёзное затруднение. И поэтому, читая в самом раннем Евангелии (от Марка) их слова "кто отвалит нам камень от двери гроба?", трудно отделаться от мысли, что эта озабоченность женщин вопросом о камне - не просто обусловлена их психологией, но являет собой чёткий исторический элемент ситуации вплоть до их прихода к гробнице". Моррисон называет камень у гробницы Христа "единственным, немым и нерушимым свидетелем всего эпизода" и добавляет, что "определённые факты касающиеся этого камня, призывают к самому тщательному анализу".
"Рассмотрим для начала его размеры и возможную природу. Несомненно что камень этот был "весьма велик"; Матфей говорит о "большом камне", а Пётр: "ибо камень был велик". Это подтверждается и беспокойством женщин по поводу того, как им отвалить камень. Не обладай он значительным весом, три женщины вместе оказались бы достаточно сильны, чтобы его сдвинуть. Мы приходим, таким образом, к впечатлению, что он был по крайней мере слишком тяжёл, чтобы женщины могли его сдвинуть без посторонней помощи. Всё это имеет самые прямые последствия для нашего анализа..."
Стр.4 если что.
http://www.unseal.narod.ru/dokaz_4.html
"Евреи называли этот камень голел". - пишет о камне, закрывавшем гробницу Христа, А.Б.Брюс. Дж. М. Маки (цит. по Х. У. Холломану) отмечает, что "вход в главное помещение гробницы был закрыт большим и тяжелым каменным диском, который катался во вдавленной в центре колее". Этот камень, как комментирует проф. Т. Дж. Торберн, использовался для защиты как от людей, так и от зверей". Он пишет далее, что камень этот нередко упоминается талмудистами. Согласно Маймониду, использовалась также конструкция ех lingo, alia Materia". Касаясь размеров камня, профессор Торберн отмечает, что "сдвинуть его могли лишь несколько человек сразу". Поскольку камень перед гробницей Иисуса должен был предотвратить похищение Его тела, он был, вероятно, ещё больше обычного! Говоря об огромном весе камня, профессор Торберн приводит любопытную вставку в тексте Евангелия от Марка (16:4), содержащуюся в т. наз. "Кодексе Безы", евангельском списке IV века,
"Все свидетели сходятся на том, - отмечает проф. Сэмюзль Чзндлер, - что пришедшие женщины увидели камень откаченным в сторону или убранным. Сами женщины не смогли бы этого сделать, потому что камень был для них слишком тяжёлым". Профессор Эдерсхайм, христианин еврейского происхождения, отменный знаток истории новозаветных времён, также писал о погребении Христа. "Его положили покоиться в нише новой гробницы, вырубленной в скале. И когда они вышли, то согласно обычаю, подкатили к гробнице огромный камень (голел), чтобы закрыть вход в неё, а для поддержки, вероятно, по тому же обычаю, прислонили к выходу и камень поменьше. Именно в месте соприкосновения этих двух камней поставили печать, чтобы был виден их малейший сдвиг с места". Утром в воскресенье к гробнице пришла Мария и её подруги. Профессор Франк Моррисон пишет об этом следующее: "Женщин наверняка заботил вопрос о том, как же им сдвинуть этот камень. По крайней мере две из них были очевидцами погребения и примерно знали, как обстояло дело. Большой и тяжёлый камень представлял для них серьёзное затруднение. И поэтому, читая в самом раннем Евангелии (от Марка) их слова "кто отвалит нам камень от двери гроба?", трудно отделаться от мысли, что эта озабоченность женщин вопросом о камне - не просто обусловлена их психологией, но являет собой чёткий исторический элемент ситуации вплоть до их прихода к гробнице". Моррисон называет камень у гробницы Христа "единственным, немым и нерушимым свидетелем всего эпизода" и добавляет, что "определённые факты касающиеся этого камня, призывают к самому тщательному анализу".
"Рассмотрим для начала его размеры и возможную природу. Несомненно что камень этот был "весьма велик"; Матфей говорит о "большом камне", а Пётр: "ибо камень был велик". Это подтверждается и беспокойством женщин по поводу того, как им отвалить камень. Не обладай он значительным весом, три женщины вместе оказались бы достаточно сильны, чтобы его сдвинуть. Мы приходим, таким образом, к впечатлению, что он был по крайней мере слишком тяжёл, чтобы женщины могли его сдвинуть без посторонней помощи. Всё это имеет самые прямые последствия для нашего анализа..."
Стр.4 если что.
http://www.unseal.narod.ru/dokaz_4.html
Драконы летают на ИНЫХ ВЕТРАХ
-
- Повідомлень: 5
- З нами з: 31 січня 2011, 16:18
- Звідки: Санкт-Петербург
Спасибо Вам огромное! Во многих случаях сталкиваюсь с "дверью" этого вида (в Палестине, в Турецкой Каппадокии, etc.), но вывалилось ее название!.. Хотя, признаться, мне казалось, что специалисты (по раннему железному веку и античности в Иерусалиме) называли этот камень-"жернов" как-то иначе...
Но, название все-таки нашлось, - и это здорово, а то я во всех статьях последнего года писал о "жерновидном камне-запоре", и ломал себе голову, совершенно безрезультатно перетряхивая словари по архитектуре и строительству, по палестинским древностям... И не мудрено: чтобы НЕЧТО найти, надо знать КАК ОНО НАЗЫВАЕТСЯ!
Спасибо, еще раз!
Но, название все-таки нашлось, - и это здорово, а то я во всех статьях последнего года писал о "жерновидном камне-запоре", и ломал себе голову, совершенно безрезультатно перетряхивая словари по архитектуре и строительству, по палестинским древностям... И не мудрено: чтобы НЕЧТО найти, надо знать КАК ОНО НАЗЫВАЕТСЯ!
Спасибо, еще раз!
-
- Повідомлень: 259
- З нами з: 29 грудня 2009, 00:46
- Звідки: Украина
-
- Повідомлень: 5
- З нами з: 31 січня 2011, 16:18
- Звідки: Санкт-Петербург
Благодарю Вас, Геннадий!..
Игра слов, связанная с именем апостола Петра вполне понятна при изложении этого фрагмента (может это могло бы быть датирующим элементом, соответствующим некоему определенному времени).
К благодарности на ответ Tehanu, могу добавить, что подобные камни в Ихларе (Каппадокия) и впрямь очень тяжелы, и Магдалине со спутницами было отчего волноваться: четверо здоровых и сильных мужчин, конечно, сдвигают такой "жерновообразный камень-запор", но НЕ ОТКРЫВАЮТ САМ ПРОХОД!..
Игра слов, связанная с именем апостола Петра вполне понятна при изложении этого фрагмента (может это могло бы быть датирующим элементом, соответствующим некоему определенному времени).
К благодарности на ответ Tehanu, могу добавить, что подобные камни в Ихларе (Каппадокия) и впрямь очень тяжелы, и Магдалине со спутницами было отчего волноваться: четверо здоровых и сильных мужчин, конечно, сдвигают такой "жерновообразный камень-запор", но НЕ ОТКРЫВАЮТ САМ ПРОХОД!..
-
- Повідомлень: 259
- З нами з: 29 грудня 2009, 00:46
- Звідки: Украина
Юрий, заметная в греческом тексте (σν ετ Πετροζ χαι επι τανιτη τη πετρα) игра слов, еще яснее звучит в тексте арамейско-сирийском: где греческим — Πετροζ θ πετρα соответствует одно и то же слово. Определенной сложностью, лежащей в основе долгих богословских споров между римско-католической и православной Церквями, является разная "учредительная" трактовка: выбрал ли Христом ап.Петра своим преемником, первым из всех апостолов.
-
- Повідомлень: 5
- З нами з: 31 січня 2011, 16:18
- Звідки: Санкт-Петербург
Богословам Западой и Восточной Церквей еще долго об этом пререкаться прийдется... Даже если третейскими судьями в споре выступят "объективные" протестантские богословы!..
Читая (правда, изредка) богословскую литературу, поневоле приходишь к выводу, что ПРИЧИНА спора никогда не лежит в его СУТИ... - Увы!
Читая (правда, изредка) богословскую литературу, поневоле приходишь к выводу, что ПРИЧИНА спора никогда не лежит в его СУТИ... - Увы!
Прошу прощения, но добавлю ещё пару слов, я наткнулась на эти данные просто мельком и потом не смогла найти, знаете, как порой поисковик "шутит". в одном сайте сам турист по святым местам , который был там и слушал о погребении, он пишет, что камень, как раз мог быть и не обязательно "жернововидный", были предположения , он мог быть и неправильной формы и его не закатывали, а приваливали поплотнее, на греческом языке есть слово(пишу латиницей, т.к. в греческом не сильна) privaalil как-то так и что отсюда и в русском языке появилось слово "приваливать". Правда это или нет, я не знаю, а вот найти блог не смогла, но если покопаетесь в этом направлении, то может был и такой вариант. Поскольку название камня, когда его "открыл" Ангел нигде не приводится, а может он действительно не прикатывался, а просто прислонялся и открыть, значило просто отбросить. Кроме того камень же был разбит, и части его как реликвии хранятся и в том числе в Храме Господнем, так разбить проще, откинув его если камень не имеет опоры, в виде ложбины по которой "прикатывали камень". Это так, в качестве доп сведений.
Драконы летают на ИНЫХ ВЕТРАХ
-
- Повідомлень: 5
- З нами з: 31 січня 2011, 16:18
- Звідки: Санкт-Петербург
Спасибо Вам, Tehanu, еще и еще раз!
Как раз тот фрагмент, что находится в часовне Ангела в Кувуклии (Эдикуле) Воскресенского храма Гроба Господня в Иерусалиме, и наталкивает на мысль, что это был "жернов-запор" (найденный Вами "голел"). Он уплощен, и и обе его постельные плоскости подработаны, как относительно ровные поверхности: именно так, уплощенными, с относительно выровненными боковыми постельными поверхностями, подобные камни-"жернова" и готовились (возможно, они и были собственно мельничными жерновами, и "выпускались серийно", как сейчас бы сказали - поскольку у них в центре есть либо отверстие, либо углубления для зажимов). А уж приспосабливали их, подбирая нужный размер, и готовя по размеру камня-запора (голела) вход в саму гробницу: канавку-ложбинку, по которой скользил этот запор; ЩЕЛЬ В СТЕНЕ, кудв он должен был непременно убираться...
Другой вопрос: было ли так уж все подготовлено? Была ли щель, куда должен был бы входить камень при откатывании; была ли "канавка", по которой этот камень закатывался в щель, открывая доступ в склеп-пещеру Иосифа Аримафейского. Но если и была, "отвалить камень от входа в Гроб" было возможно, и, вероятно, - сделать это было возможно намного быстрее, нежели "откатывать"... Что и произошло в ночь на 16 нисана...
Я начал выкладывать свои опубликованные статьи (они, как правило, в очень редких - науч.изданиях: тир.300-500 экз): http://my.mail.ru/community/relicvarium/ и тексты на: http://vkontakte.ru/notes.php, с параллельными иллюстрациями на: http://vkontakte.ru/albums3479143
Спасибо!
Как раз тот фрагмент, что находится в часовне Ангела в Кувуклии (Эдикуле) Воскресенского храма Гроба Господня в Иерусалиме, и наталкивает на мысль, что это был "жернов-запор" (найденный Вами "голел"). Он уплощен, и и обе его постельные плоскости подработаны, как относительно ровные поверхности: именно так, уплощенными, с относительно выровненными боковыми постельными поверхностями, подобные камни-"жернова" и готовились (возможно, они и были собственно мельничными жерновами, и "выпускались серийно", как сейчас бы сказали - поскольку у них в центре есть либо отверстие, либо углубления для зажимов). А уж приспосабливали их, подбирая нужный размер, и готовя по размеру камня-запора (голела) вход в саму гробницу: канавку-ложбинку, по которой скользил этот запор; ЩЕЛЬ В СТЕНЕ, кудв он должен был непременно убираться...
Другой вопрос: было ли так уж все подготовлено? Была ли щель, куда должен был бы входить камень при откатывании; была ли "канавка", по которой этот камень закатывался в щель, открывая доступ в склеп-пещеру Иосифа Аримафейского. Но если и была, "отвалить камень от входа в Гроб" было возможно, и, вероятно, - сделать это было возможно намного быстрее, нежели "откатывать"... Что и произошло в ночь на 16 нисана...
Я начал выкладывать свои опубликованные статьи (они, как правило, в очень редких - науч.изданиях: тир.300-500 экз): http://my.mail.ru/community/relicvarium/ и тексты на: http://vkontakte.ru/notes.php, с параллельными иллюстрациями на: http://vkontakte.ru/albums3479143
Спасибо!
Повернутись до “Литература, история, пословицы и поговорки”
Хто зараз онлайн
Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 4 гостей